Взрослым кажется, что сходить в туалет очень просто, пришел, снял брюки, сделал дело и гуляй смело. Ребенок же, прежде чем овладеть этим навыком, должен понять:
-зачем ходить в туалет, когда есть удобный памперс -он должен понять, что хочет в туалет, просигнализировать об этом -куда испражняться -научиться снимать/надевать штаны -обучиться навыкам гигиены.
Обязательно нужно определить словарный запас для названия биологических жидкостей (кала и мочи).
Основные проблемы, почему ребенок не ходит на горшок:
-слишком рано начато освоение навыка (оптимально примерно с 1,8 лет, но возможно и раньше) -переезд/проблемы в семье/перестал нравиться горшок/пошел в детский сад/заболел -ребенок показывает свое Я, протестует -есть проблемы со стулом (запоры\диарея и прочее) -разные подходы к обучению в детском саду и дома, ребенок просто путается -родители редко напоминают про горшок\ругают.
Что делать?
-не паниковать, понимать, что с этим сталкивается множество здоровых детей и чаще всего причины именно организационные (не болезни) -не ругать, успокоить ребенка, уверить, что все нормально -вернуться к подгузникам на несколько дней/недель/месяцев, но не переставать напоминать про горшок -если есть проблемы со стулом, скорректируйте их совместно с врачом -если вы не справляетесь самостоятельно, обратитесь к детскому психологу, он поможет выявить причины неудач -если возникает непроизвольное мочеиспускание днем, ночью (энурез) обратитесь к врачу, важно исключить заболевания. Но помните, что недержание мочи для детей до 4-5лет может быть вариантом нормы.
Вот несколько советов для успешного овладения «горшочными делами» на начальном этапе:
-обстановка должна быть дружелюбная -разговаривайте с ребенком о том, что скоро ему предстоит расстаться с памперсом и ходить на горшок\унитаз, как делают все взрослые -позвольте малышу выбрать горшок самостоятельно (только не нужно брать с симфоническим оркестром и другим музыкальным сопровождением, это будет отвлекать), поставьте его на видном месте -мальчиков научите сначала мочиться сидя -тренируйтесь сначала в одежде, пусть малыш посидит на горшке, параллельно можно показывать детские книжки/видеоролики как зайчата/ребята приучаются к горшку -старайтесь напоминать ребенку про горшок, когда предполагаете, что скоро у него возникнет нужда, не забывайте предложить его сразу после пробуждения -затем, когда ребенок, будучи одетым понял, зачем нужен горшок, можно предлагать посидеть на нем раздетым ниже пояса -используйте тренировочную одежду, она должна легко сниматься/надеваться -поместите грязный памперс, бумагу в горшок, чтобы стало еще более понятно его назначение -для детей более старшего возраста, когда вы переходите к обучению испражняться в унитаз, никогда не нажимайте кнопку слива, когда ребенок еще сидит на нем, это может напугать и отбить желание осваивать навык -любой успех должен поощряться. Сделайте интересные красочные календари и отмечайте в нем успехи, заинтересуйте малыша.