Освоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Внимание нужно обращать на доречевые навыки, которые являются базой речевого развития.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга.
Его условно можно разделить на следующие этапы:
1. первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;
2. второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);
3. третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета;
4. четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
1. первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;
2. второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);
3. третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета;
4. четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Разберем немного подробнее:
Один из самых первых и примитивных способов овладения речью – это подражание. Именно посредством имитации младенец естественным путём овладевает речью на самих ранних этапах онтогенеза. Он слышит и видит, что говорит мама, её мимику, действия, движения артикуляции, улыбку. Затем ребёнок пытается повторить за взрослыми и испытывает свои речевые возможности – появляется лепет. Именно лепет, так как это уже подстройка артикуляционного аппарата под акустический образ звука, произвольный процесс. Если к 6 мес. замолчал, значит лепет не сформировался, не стоит путать лепет с гулением, гулят все дети, даже глухие, так это непроизвольные процесс, который появляется в 2-3 месяца, лепет же появляется в 4-6 месяцев.
Один из самых первых и примитивных способов овладения речью – это подражание. Именно посредством имитации младенец естественным путём овладевает речью на самих ранних этапах онтогенеза. Он слышит и видит, что говорит мама, её мимику, действия, движения артикуляции, улыбку. Затем ребёнок пытается повторить за взрослыми и испытывает свои речевые возможности – появляется лепет. Именно лепет, так как это уже подстройка артикуляционного аппарата под акустический образ звука, произвольный процесс. Если к 6 мес. замолчал, значит лепет не сформировался, не стоит путать лепет с гулением, гулят все дети, даже глухие, так это непроизвольные процесс, который появляется в 2-3 месяца, лепет же появляется в 4-6 месяцев.
Имитация бывает разная, сюда входит и крупномоторная имитация (ползание, топанье ножками и т. д.),
Имитация движениями руками (хлопаем в ладоши, стучим кулачками или ладошками по предметам имитируя за взрослым и т. д);
Артикуляционная имитация (открываем рот широко (как на звук А или Э), дыхательные упражнения, растягиваем улыбку, делаем трубочку из губ «поцелуйчик», высовываем язык и т. д.)
Дальше смотрим, есть ли у ребёнка первые зачатки коммуникации: Вербальные (слова) и невербальные средства (мимика и жесты). Как ребенок воспринимает жесты взрослого, пользуется ли сам жестами (например, указательный жест, жест «иди сюда»), есть ли у ребёнка целенаправленное поведение, либо присутствует только хаотичность? Если нет цели – мозг работает рассеяно, ему незачем включаться и с кем-то/чем-то взаимодействовать, поэтому важно чтобы у ребёнка было целенаправленное поведение.
Так же смотрим как ребенок реагирует на звук, на имя.
Присутствует ли у ребенка глазодвигательный контроль, фиксация взгляда.
В 7-8 месяцев у ребенка появляются лепетные цепочки, слова (га-га, тя-тя, би-би, топ), малыш старается повторять интонации, темп, ритм. Так же в этот период формируется понимание речи. Уже в 7–8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Далее с 10 месяцев до 1 года появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням». Далее с 1 года – 3 лет начинается этап становления активной речи. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь малыша.
Рекомендация*
· Как можно больше насыщать ребенка сенсорно, больше давать предметов разных по текстуре, температуре и т. д.
· Как можно больше гулять, озвучивать что-то интересное (например, самолет летит «ууу»)
· Играем с ребёнком в «ладушки». В этой игре идет работа над пониманием речи, имитацией, речевой и моторный ритм.
· И очень желательно не давать ребенку до 3-х лет игры в телефоне. Запомните, нет развивающих игр в телефонах и планшетах, главное развитие малышей – это движение и познание мира через «ощупывание» его.
· Как можно больше насыщать ребенка сенсорно, больше давать предметов разных по текстуре, температуре и т. д.
· Как можно больше гулять, озвучивать что-то интересное (например, самолет летит «ууу»)
· Играем с ребёнком в «ладушки». В этой игре идет работа над пониманием речи, имитацией, речевой и моторный ритм.
· И очень желательно не давать ребенку до 3-х лет игры в телефоне. Запомните, нет развивающих игр в телефонах и планшетах, главное развитие малышей – это движение и познание мира через «ощупывание» его.