Если у вашего ребёнка чистая речь к 5 годам, а вас беспокоит только то, что он не может высказать свои мысли, то здесь хорошо подойдут игры, которые помогут вашему ребенку.
Вообще, в раннем возрасте родители являются основным источником информации для ребенка, поэтому именно они должны знакомить его с предметами и понятиями окружающей действительности. При этом заставить ребенка думать и правильно выражать свои мысли нельзя. Можно лишь своим примером показать, как нужно передавать словами свои мысли и чувства. Когда родители много разговаривают с ребенком, окружающими людьми, малыш сам по себе начинает больше говорить, подражая маме и папе. А если при этом родные называют слова и объясняют их значение, то развивается не только речь, но и сложные механизмы мышления.
Помимо собственного примера, родители могут подбирать ребенку книги и фильмы, окружить интересными вещами, а также заниматься с ним и в форме игры учить правильно выражать свои мысли.
Примеры игр, которые можно проводить в любой подходящий момент, будь то приготовление ужина или по дороге домой из детского сада, расположены в рекомендациях ниже.
Игровые методики для развития навыка выражения мыслей
Способы обучения детей выражать свои мысли одинаково эффективны как для 4-5 летних, так и для 10-летних детей. Независимо от возраста, для улучшения способности выражать свои идеи, возникшие в голове, следует использовать игровые методы обучения. Ниже приведены игры, которые можно проводить в любой удобный момент, например, во время приготовления ужина или по дороге домой из детского сада.
Найди общее
Эта игра направлена на развитие внимательности, логики и абстрактного мышления. Взрослый предлагает ребенку любые два предмета, и они по очереди называют их общие черты. Сначала можно брать предметы из одной категории, например, лимон и банан (оба фрукты, съедобны, желтого цвета и т. д.), а затем постепенно усложнять исходные данные, например, конфета и чашка. На первый взгляд у этих предметов нет ничего общего, но если подумать, можно вспомнить, что их сделал человек, оба связаны с едой, поверхность покрыта краской, названия заканчиваются на одинаковые буквы и т. п.
Перефразируй
Родной язык обладает богатым словарным запасом, поэтому одну и ту же мысль можно выразить разными словами. В конкретной ситуации сначала приходят на ум простые варианты, но каждый новый вариант обычно сложнее предыдущего. Например, ребенок сказал маме «Я хочу есть». Мама должна попросить его сказать эту фразу другими словами. Ребенок может вспомнить такие варианты: «Когда мы будем кушать?», «Мама, когда ты нас пригласишь к столу?», «Обычно в это время мы ужинаем. Давай не будем нарушать эту традицию». Пусть малыш назовет хотя бы 4-5 вариантов.
Придумываем историю
Для этой игры нужно заранее подготовить карточки с любыми изображениями. Карточки выкладываются перед ребенком картинками вниз и перемешиваются. Малыш по очереди берет карточку, внимательно рассматривает картинку и придумывает предложение, логически связанное с предыдущими. Чем сложнее предложение, тем лучше. Например, выпали карточки с лавочкой, вороном, девочкой и тучей. С этими словами можно составить такой рассказ: «В старом заросшем парке, вдали от центральных дорожек, стояла старая лавочка. На ней давно никто не сидел, и только ворон, живущий на могучем дубе по соседству, иногда пролетал мимо. Однажды вечером в эту отдаленную часть парка забрела маленькая испуганная девочка. Как только она присела на скамейку, высоко в небе появилась большая серая туча и пошел дождь…»
Составь предложение
Задание игры: из случайных слов и словосочетаний составить одно предложение. Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга. Например, выпали слова «лес, стая птиц, высокая липа, мальчик». Из них можно составить такие предложения:
- Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой высокой липы, стоящей на опушке леса.
- Мальчик сидел, прислонившись спиной к высокой липе, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц.